Рука и
нога (Hand and Foot)
Количество колод:
5 (для 4-х игроков)
Количество карт в колоде:
52 и 2 Джокера
Количество игроков:
4 (пара на пару)
Старшинство карт:
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д,
К, Т.
Цель игры:
первым со своим партнером избавиться от всех своих карт,
составляя наборы карт.
Правила игры.
Североамериканская карточная игра,
считается, что она произошла от игры
Канаста. Существуют версии
игры для шести игроков в двух командах по три игрока в
каждой или любого количества игроков, где каждый играет
сам за себя, но самая популярная это версия для 4-х
игроков в партнерстве. Опишем данную версию, правила
которой предоставил Bill Whitnack.
Партнерами становятся по желанию или по жеребьевке.
Перед игрой партнеры располагаются за столом друг
напротив друга так, чтобы по левую и правую руку каждого
игрока были его соперники. В игре используются 5 колод
карт, в том числе по 2 джокера в каждой колоде, всего
270 карт. Первый сдатчик в игре определяется жребием или
по желанию, в следующих играх игроки сдают карты по
очереди, по часовой стрелке. Далее сдатчик тщательно
перемешивает, перетасовывает все карты и выкладывает в 4
закрытые стопки по 13 карт, затем он по часовой стрелке
передает по одной стопке каждому игроку эти карты
называются "рука". После этого выкладывает еще в 4
закрытые стопки по 13 карт, затем он снова по часовой
стрелке передает по одной стопке каждому игроку, эти
карты называются "нога". Таким образом, каждый игрок
получил по 2 стопки карт, первая полученная стопка
называется "рука", а вторая полученная стопка называется
"нога". Оставшиеся карты кладутся в закрытом виде, то
есть лицевой стороной вниз по центру стола, это будет
запас. Верхняя карта с запаса снимается и кладется рядом
с запасом в открытом виде, эта карта начинает стопку
сброса, если эта карта оказывается тройкой красной масти
или джокером, то эта карта кладется в середину запаса и
сверху колоды вновь снимается верхняя карта для первой
карты сброса. Каждый игрок берет в руки карты "руки", а
карты "ноги" смотреть запрещается, пока есть карты руки.
Цель каждого игрока состоит в том, чтобы
избавиться от всех карт своей руки, а затем избавиться
от карт ноги, составив набор из карт "мелд" (MELD).
Мелд представляет собой набор от 3-х до 7-и карт
включительно одного ранга, которые размещаются на столе
лицевой стороной вверх. Мелд не может иметь менее 3-х
или более 7-и карт. Выложенные наборы принадлежат не
одному игроку, а обоим, которые играют в партнерстве.
Партнеры могут вместе выкладывать эти комбинации,
например, один игрок из команды открывает набор тремя
картами, а партнер этот набор в свою очередь продолжает.
В наборах разрешается использовать карты от четверки до
туза включительно. Тройки в наборах использовать нельзя,
так как они имеют особый смысл. Двойки и джокеры это
свободные карты и их можно использовать в наборах вместо
любых других, но набор из 3, 4 или 5 карт может
содержать не более одного джокера или двойки и набор из
6 или 7 карт может содержать не более 2-х таких карт.
Допускается собирать набор полностью из свободных карт,
из двоек или джокеров. Итак, существуют следующие типы
мелд:
чистый
мелд - в наборе не используются двойки и джокеры;
грязный
мелд - в наборе есть одна или две свободные карты (двойка или джокер);
дикий
мелд - набор состоит полностью из свободных карт (двоек или джокеров).
Мелд
состоящий из семи карт, является полным и называется
"куча". Когда набор из карт собран, эти карты лежат в
стопке, и верхняя карта стопки должна обозначать:
чистый
мелд - верхняя карта стопки должна быть красной масти;
грязный
мелд - верхняя карта стопки должна быть черной масти;
дикий
мелд - верхняя карта стопки должна быть свободной картой (джокером или
двойкой).
Собранные
мелд из семи карт должны храниться только перед одним
членов 2-х партнеров, а другой партнер этой команды
должен хранить мелд от 3-х до 6-и карт.
Игра
заканчивается, когда один из игроков избавляется от всех
своих карт в руке и ноге, но при этом должны быть
выполнены все нижеперечисленные условия:
оба
партнера команды, где игрок избавился от всех своих карт должны иметь 2
чистых мелд, 2 грязных мелд и один дикий мелд;
партнер,
игрока который избавился от всех своих карт должен был избавиться от
карт руки и играть картами ноги;
игрок,
который избавился от всех своих карт, должен спросить у своего партнера,
можно ли ему выйти из игры, и если партнер соглашается, то игра
заканчивается, а если нет, то игрок не выходит из игры на этом ходу.
После того
как заканчивается игра, начинается подсчет очков за
карты, которые остались в руке и ноге игрока. Стоимость
карт в очках:
50
очков - за каждого джокера;
20
очков - за каждую двойку или туза;
10
очков - за каждую карту от восьмерки до короля включительно;
5
очков - за каждую карту от четверки до семерки включительно;
5
очков - за каждую тройку черной масти.
Имеются
также и бонусные очки, которые считаются отдельно от
очков за карты. Команды игроков получают следующие
бонусные очки за наборы карт, которые они собрали:
500
бонусных очков - за каждый чистый мелд;
300
бонусных очков - за каждый грязный мелд;
150
бонусных очков - за каждый дикий мелд;
100
бонусных очков - за выход из игры, когда игрок избавляется от всех своих
карт и игра оканчивается;
100
бонусных очков - за каждую тройку красной масти.
Итак,
первый ход в игре принадлежит игроку слева от сдатчика.
Первый игрок, как и каждый следующий по часовой стрелке,
должен в первую очередь положить на стол в открытом виде
тройки красной масти и взять такое же количество карт из
карт запаса. Если у первого игрока нет этих троек, то
ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке,
пока не будут выложена хотя бы одна тройка, после чего
игрок на своем ходу делает следующее:
берет
две карты из запаса;
может
доложить одну или несколько карт к собираемому набору из карт со своим
партнером;
положить
одну любую свою карту сверху стопки сброса.
В качестве
альтернативы при взятии 2-х карт из карт запаса, игрок
может взять 7 верхних карт из стопки сброса, при
условии, что в стопке сброса есть не менее 7-и карт. Для
того, чтобы забрать карты из колоды сброса, должны
выполняться все из следующих 3-х условий:
верхняя
карта стопки сброса не должна быть тройкой;
у
игрока должно быть две карты, которые такого же значения, что и верхняя
карта сброса;
игрок
должен немедленно объединить все эти три карты вместе с картами, что у
игрока в руке.
Стоит отметить, что наборы собираются только в
партнерстве, то есть партнеры одной команды не могут
собирать наборы партнеров другой команды. Нельзя
собирать сразу несколько мелд. Сначала собирается один и
только после сбора первого партнеры начинают собирать
второй.
Карты
ноги. Когда заканчиваются карты руки, игрок
поднимает карты ноги, существует 2 способа как это может
произойти. Если игроку удается вложить все карты руки в
набор, то игрок может сразу поднять карты ноги и
продолжить свой ход, отбрасывая одну карту в сброс. С
другой стороны, если игрок вложил все карты руки кроме
одной в набор, то игрок одну оставшуюся карту сбрасывает
в сброс и берет карты ноги, которыми играет в следующем
своем ходе.
Красные и
черные тройки.
Красные
тройки всегда используются для начала сбора наборов.
Всякий раз, когда игрок обнаруживает, что у него в руках
красная тройка, то он должен немедленно на своем ходе
поместить ее лицевой стороной на стол и взять взамен
одну карту из запаса. Почему это нужно делать? Потому
что в том случае, если партнер этого игрока выходит из
игры, то начинают начислять бонусные баллы и при
отсутствии этой красной тройки партнеры не получат за
них бонусные баллы. А от черных троек можно избавиться,
только отбрасывая их в сброс.
Конец
игры. Как было написано выше, игра заканчивается,
если игрок, попросил разрешения у своего партнера на
выход из игры и составив набор, избавился от всех своих
карт. Существует и обычный конец игры, когда закончился
запас, в этом случае игроки подсчитывают очки за
оставшиеся карты и никто не получает бонусные очки за
выход из игры. Обычно игроки играют несколько игр и по
их итогам определяют команду победителей. О количестве
игр игроки договариваются перед первой игрой.
|